ПРИЕЗД ДИРЕКТОРА НЦПТ МЗ СР РК ПРОФЕССОРА ИСМАИЛОВА Ж.К.
15.06.2016 года Костанайскую область посетил член Республиканского Штаба по проведению информационно-разъяснительной работы по Законодательству Республики Казахстан по обязательному социальному медицинскому страхованию среди медицинских работников в регионах, директор Национального центра проблем туберкулеза, профессор Исмаилов Жумагали Казыбаевич. Встреча прошла в областном управлении здравоохранения с приглашением всех заинтересованных лиц: от заместителей акимов всех уровней до главных врачей лечебно-профилактических организаций области.
- Регион очень большой. Но надо сказать, что по многим показателям в системе здравоохранения ваша область - одна из самых первых в республике. Здесь хороший кадровый потенциал, хорошо проработана структура здравоохранения, и в целом область готова к работе в системе ОСМС, - подчеркнул высокий гость.
Более устойчивое финансирование медицины - это основное отличие новой системы обязательного страхования от той формы работы, которая действует в стране сегодня. При этом чиновник опроверг опасения журналистов о том, не напомнит ли новая система прошлую бесславно канувшую в Лету ФОМС.
- В этот раз, чтобы внедрить систему, мы изучили опыт стран с высоким экономическим потенциалом, которые достигли весомых результатов в обязательном медстраховании. Сопоставив разные варианты на основе бюджетной страховой модели, на частных страхованиях, мы выработали свою смешанную модель. Что эта модель внесет в жизнь простого казахстанца? Стабильность в обеспечении качественными медуслугами, будет солидарная ответственность между пациентом, работодателем и государством. Дополнительные ресурсы пойдут и на расширение амбулаторного, лекарственного обеспечения больниц. Сегодня со стороны государства тратится порядка 46 долларов на душу населения, в рамках же проводимых реформ сумма будет доведена до 180 долларов США, - заключил Исмаилов.
Вторая часть встречи была посвящена Национальной стратегии интегрированного контроля туберкулеза в Республике Казахстан и деятельности противотуберкулезной службы области:
Национальная стратегия интегрированного контроля туберкулеза в Казахстане на 2016-2025 годы (далее – Стратегия) разработана во исполнение поручений Президента Республики Казахстан, озвученных в посланиях «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», «Нұрлы жол – путь в будущее», в соответствии с концепциями по вхождению Казахстана в число самых развитых стран мира (Указ Президента Республики Казахстан от 13 января 2014 года №732) и социального развития Республики Казахстан до 2030 года (постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2014 года №396) и стратегией ВОЗ «Здоровье-2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века».
В Стратегии предусмотрены меры по законодательному, структурному, экономическому и кадровому обеспечению выполнения планируемых мероприятий с учетом межведомственного и меж секторального взаимодействия.
Реализация данной Стратегии будет способствовать повышению уровня доступности и качества оказания противотуберкулезной помощи населению путем внедрения эффективных мер по профилактике и выявлению туберкулеза, ускоренных методов диагностики туберкулеза, в том числе устойчивых форм, оказания специальных социальных услуг для уязвимых групп больных, создания условий по повышению мотивации к лечению у больных туберкулезом.
Данная Стратегия синхронизирована с основными принципами Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2020 годы и стратегии ВОЗ по ликвидации туберкулеза на 2016-2035 годы. Мероприятия согласуются с направлениями, установленными Комплексным планом по борьбе с туберкулезом в Республике Казахстан на 2014-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2014 года № 597.
ПЕРИОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Реализация плана планируется на период с 2016 по 2025 год.
Первый этап
На первом этапе (2016-2020 годы) будет реализовано большинство мероприятий:
- Централизация ПТО в одно юридическое лицо.
- Передача функций диспансерных отделов и тубкабинетов ПТО в ПМСП районов.
- Усиление координирующей роли ПТО в реализацию противотуберкулезных мероприятий.
- Обеспечить охват амбулаторным лечением не менее 50% показанных пациентов с обеспечением мульти дисциплинарного подхода и привлечения НПО.
- Своевременное выявление, изоляция и лечение больных с МБТ(+).
- Создание пансионатов для эффективной изоляции контингента 1Г группы диспансерного учета и ШЛУ ТБ (1168 пациентов).
- Переход на полное эпидемиологическое расследование каждого нового случая ТБ с МБТ (+), рецидива и случая ТБ среди детей.
- Максимальный охват вакцинацией БЦЖ, снижение уровня сомнительных реакций Манту.
- Повышение уровня АКСМ с привлечением СМИ, НПО и религиозных общин.
- Расширение охвата обследования на туберкулез лиц из контакта (не менее 5 человек на 1 один зарегистрированный случай активного туберкулеза).
- Проведение контролируемой химиопрофилактики среди детей (26897 детей) и ВИЧ – инфицированных (734 человек).
- Соблюдение мер инфекционного контроля в организациях ПМСП и ПТО;
- Проведение научных исследований по туберкулезу.
- Обеспечение реактивами и расходными материалами быстрых методов диагностики на уровне ПТО.
- Приобретение до 20% от необходимого количества аппаратов G-Xpert.
- Внедрение внешней оценки качества лабораторных исследований в масштабе страны.
- Внедрение новых ПТП в пилотных проектах.
- Привлечение НПО в реализацию противотуберкулезных мероприятий.
Второй этап
Основными мероприятиями второго этапа (2021-2025 годы) будут:
- Передача функции диспансерных отделов и тубкабинетов ПТО на уровне городов областного значения в ПМСП.
- Полный охват амбулаторным лечением всех показанных пациентов с обеспечением мульти дисциплинарного подхода и привлечением НПО.
- Полное обеспечение доступа к ускоренным методам молекулярно-генетической диагностики, включая пенитенциарную систему.
- Завершение внешней оценки качества лабораторных исследований в масштабе страны.
- Расширение внедрения новых ПТП на страну.
- Широкое привлечение НПО в реализацию противотуберкулезных мероприятий.
- Усиление клинического, научного и педагогического потенциала противотуберкулезной службы: создание способов мотивации и повышение заработной платы.